Интересно!
16:46, 12 декабря 2016 г.
Игра алматинских дворов
Интересно!
Корни игры в асыки, или, как говорят казахстанские мальчишки, в мослы, уходят в глубокую древность.
Культуролог, главный редактор газеты «Алматы ақшамы», Кали Сарсенбай отмечает, что эта игра известна еще со времен египетских фараонов, о чем свидетельствуют костяшки, представленные в Каирском музее.
На территории Казахстана широкое распространение асыки получили еще в эпоху бронзы.
Как рассказал ведущий научный сотрудник Института археологии Арнабай Нуржанов, во время раскопок в окрестностях современного Алматы было найдено множество свидетельств того, что игра уже тогда пользовалась популярностью.
– В числе артефактов обнаружены суставные кости овец, коз, которые использовались для этой игры. Уже тогда мальчишки пробивали в сочке – костяшке, выступавшей в роли биты, – дырочку и заливали в нее свинец. Сочка становилась тяжелее, а значит, ее ударная способность увеличивалась, – рассказывает.
Научный сотрудник археологического центра ЦГМ РК Ольга Мякишева добавляет, что в древности помимо игральной функции у астрагалов было еще и другое предназначение.
– Их использовали как амулеты, как инструмент в шлифовании керамических изделий. Благодаря астрагалам поверхность сосудов становилась гладкой.
Выходит, игра в асыки для алматнцев многовековая и увлекательная традиция. Время этой игры приходило вместе в весной, как правило, «сезон мослов» начинался в марте-апреле.
Тогда, будто сговорившись, мальчишки выходили на улицу, занимая игрой всю асфальтированную территорию двора.
Был среди них и коренной алматинец, ныне доктор технических наук Бахыт Абсадыков.
– Правила игры очень просты. Мелом очерчивается круг радиусом 1,5–2 метра, в центре круга обозначается ровная черта. На нее в ряд устанавливают мослы. Игрок, стоящий за пределами круга, должен выбить сочкой мослы за пределы очерченной территории. Если мосол не вылетал, то игрок с любой точки из-за круга мог его выбить, – напомнил он правила игры.
Таким образом, со стороны неторопливый обход круга игроком, который пытается выбить мослы, напоминает ритуальный танец. Выбил – мосол твой и ты имеешь право новой попытки. Промазал – потерял очередь.
В советские годы ребята, которые обладали талантом ровно очертить круг, ценились в компании играющих, им могли дать поблажку в один или даже два мосла. Но если таковых не было, то действовали следующим образом: один игрок вставал в предполагаемый центр круга, второй брал его за руку, и они кружились, проводя меловую черту.
Игра была азартной. Как правило, на один асык в советские годы клали по одной копейке, реже по пять. Игрок, выбивший мосол за пределы круга, получал этот «гонорар».
Сами асыки также были капиталом. В компании уважали тех ребят, у которых собиралась целая коллекция асыков.
– Человек мог войти в игру с одним или двумя асыками, а потом заработать десять и больше. Кто выигрывал мосол, получал право дополнительной попытки. Бивший мимо терял очередь, – рассказывает Бахыт Абсадыков.
Кали Сарсенбай подчеркнул, что игра в асыки очень полезна: укрепляет коллективный дух, развивает меткость, логику, внимание.
– Это время, проведенное с пользой, если, конечно, не злоупотреблять, – сказал он.
Культуролог посетовал, что сегодня в алматинских дворах редко встретишь ребят, играющих в асыки. Дворовые развлечения уступили место играм, закачанным в гаджеты.
– Вместе с тем интерес к игре возрождается, иной раз, проходя мимо школ, замечаешь ребят, играющих в асыки, и это радует, – говорит Кали Сарсенбай.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
16:48
Вчера
15:11
Вчера
12:34
Вчера
Объявления
live comments feed...