• Главная
  • «Саукеле» и другие шедевры: как муралы Мухита Аканаева меняют облик Алматы
11:21, Сегодня

«Саукеле» и другие шедевры: как муралы Мухита Аканаева меняют облик Алматы

Фото: из архива Мухита Аканаева

Фото: из архива Мухита Аканаева

Мухит Аканаев — современный художник, чьи работы основаны на национальной культуре, семейных традициях и романтичном духе Алматы. Его путь к созданию муралов начался еще в детстве, правда, тогда маленькому художнику удавалось творить лишь на обоях.

От обоев до стен зданий

«Так у меня не возникало проблем с рассмотрением какой-либо стены в качестве объекта для росписи», объясняет Мухит, ведь работал он «под прикрытием» деда – заслуженного деятеля искусств и выдающегося живописца Казахстана Амандоса Аканаева. К слову, дедушка, бабушка и мать, будучи людьми искусства, являются примером для художника, вдохновляя его наравне с мастерами классической живописи разных эпох.

В начале 2000-х годов Мухит пытался перенести вдохновение от западных граффити-культур и стрит-арта, увиденных в журналах и на ТВ, на стены своего двора.

«Ввиду того, что у меня не было аэрозольных банок с краской, я пробовал рисовать мелом или графитом, а также восковыми мелками - очень дешевыми, но доступными в любом канцелярском магазине», — вспоминает художник.

Эти эксперименты послужили важной основой для его творчества на ближайшие пару лет, но затем учеба, нехватка информации, мастерства и умения вынудили его на время оставить это занятие. К слову, пока Мухит наносил рисунки на стены арки дома, рядом в коляске находился его маленький брат. Малыш наблюдал за творчеством старшего родственника, а повзрослев, заявил, что Мухит вдохновил его на подобное искусство.

Именно младший брат, повзрослев, стал предлагать художнику расписывать невзрачные стены в городе. Однако Мухит, имея некоторый опыт и статус в мире изобразительного искусства, старался привить брату более конструктивный подход – заниматься граффити на заказ.

«Пару лет мы успешно рисовали на заказ в разных местах - спортивных и фитнес-залах, на частных территориях, а однажды ко мне обратились люди из «Фонда Дети рисуют Мир» с предложением принять участие в алматинском фестивале муралов. Так в августе 2017 года мы с братом создали свой первый официальный и известный на всю страну мурал «Саукеле», расположенный на стене здания на пересечении улиц Жибек Жолы и Желтоксан», - рассказывает Мухит Аканаев.

Муралы, посвященные культуре кочевников

Он подчеркивает, что любовь к искусству и тяга к национальной тематике формировались под влиянием творчества его семьи, которая привила художнику понимание и любовь к тюркской культуре. Именно поэтому его муралы — такие как «Саукеле», «Кобыз», «Волк, кормящий младенца» и «Барс» — отражают дух и историю Казахстана.

Любимым муралом Мухит называет «Саукеле», так как он был первым его большим творением, но и остальные изображения считает важными.

«Сам по себе факт того, что у меня есть мурал, который является частью культурной сферы, истории и собственностью города, меня воодушевляет, радует и это для меня большая честь. Я имею удовольствие быть сопричастным к развитию городской инфраструктуры, сделать свой культурный вклад в его историю», - отметил художник.

Хотя Алматы не всегда фигурирует в его муралах как прямой сюжет, молодой человек признается - город вдохновляет его своей многогранностью, архитектурой и атмосферой. Сейчас Мухит работает над графическим романом, где Алматы трансформируется в вымышленный город «Корр-вилль».

Создание муралов – непростой труд

Создание муралов занимает определенное время – предварительно необходимо провести осмотр фасада и определить тип покрытия. Это может быть бетон, штукатурка или плитка с антивандальным слоем, которая исключает возможность нанесения краски.

Важно учитывать историю здания: она может стать основой для сюжета мурала, подчеркнув связь с прошлым и контекстом города. Если же история отсутствует, сам мурал станет новой страницей для объекта.

Кроме того, нужно изучить территорию у фасада, чтобы понять, какая техника понадобится для работы — подъемник, строительные леса или подвесной балкон, особенно, если подъезд для оборудования ограничен. После всех этапов тщательного анализа можно приступать к разработке эскиза и сметы и только потом, после всех согласований, приступать к исполнению.

Сейчас Мухит уже не рисует, как в юношестве, дешевыми мелками – для работы используются аэрозольные краски, которые позволяют сделать рисунок живописным, ярким и устойчивым к перепадам температур, осадкам и внешним воздействиям. Благодаря таким характеристикам и богатой цветовой палитре муралы создаются быстро и качественно.

«В специфике стрит-арта играет роль размер рисунка - он всегда «огромный» по сравнению с рисунком на бумаге. Тут важно знать, что, в основном, его будут лицезреть издалека, потому необходимо отрисовывать детали крупным планом - мелкие никто не увидит.

Но это не значит, что муралы не имеют мелкой деталировки. Тут нужно правильно расставить соотношение крупных и мелких деталей, а также соблюсти баланс цвета - если рисунок будет чересчур ярким, он может создавать диссонанс и быть неуместным.

Хотя некоторые территории и места, как правило и чаще всего принято в жанре, необходимо именно «разбить» ярким пятном - так они наилучшим образом контрастируют с окружающим «серым» пространством», - делится секретами Мухит Аканаев

Нужна поддержка государства

По его мнению, муралы – это естественное проявление стремления человека к самовыражению и важная часть культуры народа. Город должен быть красивым и украшенным искусством, считает он, что отражает развитость, воображение и внутренний мир его жителей. Без искусства, в том числе муралов, теряется богатство и вдохновение, которые оно дарит.

Большинство горожан воспринимают муралы положительно, так как они затрагивают глубинные чувства, хотя бывают и крайне редкие случаи неприятия. А препятствия при создании граффити связаны в основном с организационными вопросами, но большую часть сложностей помогает решать акимат, делится Мухит.

Художник отмечает, что стрит-арт хотелось бы видеть частью городских мероприятий: фестивали, где художники создают работы на улицах, а вокруг кипит жизнь. Пока что из-за внешних обстоятельств тема муралов теряет актуальность.

Он добавляет, что для развития стрит-арта в Алматы важна поддержка государства. Ведь без государственной поддержки стрит-арт развивается только за счет энтузиастов, которые часто уходят в другие сферы.

Искусство – это лицо народа, его культура и способ выражения, а потому поддержка его развития жизненно необходима.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#муралы #художник #Алматы #МухитАканаев
Объявления
live comments feed...