• Главная
  • Что думают алматинские архитекторы о проекте реконструкции бывшего кинотеатра «Целинный»
08:00, 18 июня 2020 г.

Что думают алматинские архитекторы о проекте реконструкции бывшего кинотеатра «Целинный»

Эскиз архитектора Асиф Хана @www.mir.no

Эскиз архитектора Асиф Хана @www.mir.no

Проект разработан британским архитектором Асиф Ханом и предполагает полное изменение главного фасада бывшего кинотеатра, делая его более «футуристичным», передает inAlmaty.kz.

3-го июня команда, занимающаяся проектом создания Центра современной культуры «Целинный» в бывшем советском кинотеатре, построенном в 64-ом году, представила на общественных слушаниях новый вариант проекта реконструкции здания и пространства вокруг него. Когда в начале 2018-го года впервые было заявлено о создании центра культуры в бывшем «Целинном», авторы представили эскизы очень близкие по облику к оригинальному виду здания. Позже, после демонтажа лишних конструкций и презентации здания в качестве центра современной культуры они подтвердили, что «Целинный» сохранит старый советский облик в стиле модернизма 60-ых годов.

Что думают алматинские архитекторы о проекте реконструкции бывшего кинотеатра «Целинный», фото-1

В окончательном проекте, представленном на слушаниях, разработкой которого занимался британский архитектор Асиф Ха, фасады кинотеатра были значительно изменены. Разработчик проекта «Целинного» объяснил это тем, что оригинальный фасад был утрачен во время реконструкций начала 2000-ых, а также современными требованиями сейсмобезопасности.

«Приступая к работе над проектом были привлечены компании, осуществляющие полное исследование технического состояния здания. Первая компания пришла к выводу, что значительную часть существующей ткани здания нужно удалить. Общие выводы были снести здание в виду износа конструкций и не соответствия новым стандартам технической безопасности, и построить новое. Мы были не согласны с этим и выступили против сноса. Чтобы сохранить как можно большую часть существующей ткани 60-ых годов, мы обратились в академию КазНИИСА. Они разработали решение, которое согласуется с плохим состоянием здания и новыми стандартам сейсмической безопасности. Мы сохраняем стену со сграффито художника Евгения Сидоркина, фасады зрительного зала и конструкции кровли», - рассказал архитектор.

Целинный после технического открытия в 2018-ом, Фото Маргарита Тен 2gis.kz

Целинный после технического открытия в 2018-ом, Фото Маргарита Тен 2gis.kz

Значительным изменениям в проекте подвергся главный прозрачный фасад здания, открывающий вид на фойе. Автор - архитектор Асиф Хан известен благодаря проектам павильонов-аттракционов с мультимедийными спецэффектами, такими как самое «черное здание в мире» на Олимпиаде в Корее, здание с 3D-селфи на Олимпиаде в Сочи и павильоном о происхождении энергии на ЭКСПО-2017 в Нур-Султане. По задумке архитектора фасад «Целинного» также должен стать своеобразным спецэффектом. Он представляет из себя зеркальную стеклянную поверхность, наклоненную на 45 градусов, в которой днем отражается небо.

Эскизы главного фасада "Целинного" архитетора Асиф Хана

Эскизы главного фасада "Целинного" архитетора Асиф Хана

По мнению архитектора, старый стеклянный фасад, сквозь который в ночное время видно фойе со сграффито Сидоркина, днем становится темным пятном в завершении улицы.

«Здание находится на оси, где заканчивается алматинский «Бродвей». Днем фасад темный и это не очень удачно завершает улицу. Я много месяцев думал над этим и пришел к мысли, что если мы наклоним фасад на 45%, то в нем будет отражаться небо и вид тьмы стал бы видом просветления и вдохновения. Наклоняя фасад, мы переносим небо на землю, как в тюркской мифологии, соединяя Тенгри и Умай. Небо меняется в каждый миг, в каждый сезон, как и мы сами и как меняется само искусство», - сообщил автор проекта.

Что думают алматинские архитекторы о проекте реконструкции бывшего кинотеатра «Целинный», фото-4

В вечернее время сквозь это наклоненное стекло так же будет виден освещенный фасад. По словам авторов проекта, таким образом они трансформируют здание, добавляя футуристический слой к уже сложившемуся историческому контексту.

Что думают алматинские архитекторы о проекте реконструкции бывшего кинотеатра «Целинный», фото-5

По внутреннему наполнению в фойе разместиться книжный магазин, кафе и небольшой зрительный зал для лекций и показов на 110 мест. На втором этаже будет образовательная зона с библиотекой, воркшопом и центром детского творчества. Главный зрительный зал станет многофункциональным пространством, которое можно будет трансформировать для проведения различных мероприятий. На крыше также планируется разместить ресторан и площадку для сезонных кинопоказов и других мероприятий.

Южный фасад

Южный фасад

Вокруг здания авторы планируют создать зеленую зону с современными элементами ландшафтного дизайна. С южной стороны ее планируют соединить с существующим сквером, создав пешеходную зону.

Архитектор Айдын Акбай отметил, что проект, придающий советскому зданию новую функцию хорошо и интересно обращение в нем к образу Тенгри и казахской мифологии. При этом он отметил, что проект был представлен общественности слишком поздно, уже на стадии экспертизы. Слушания должны были провести еще до начала разработки рабочего проекта. Кроме того архитектор отметил, что проектировщики в городе сейчас часто отказываются от стеклянных витражей, так как они не соответствуют климатическим условиям. Такая стеклянная поверхность будет собирать грязь и для поддержания вида ее необходимо часто мыть.

«Новая функция здания - это хорошо, но фасад можно было оставить таким, какой он был. Это очень красивое и хорошее историческое здание, и я не вижу смысла в данном случае переделывать его», - отметил Айдын Акбай.

Архитектор, FeDa Architecture and Research и исследователь советской архитектуры Алматы Давид Камински, ознакомившись с проектом, отметил, что он радикально отличается от того, что ждала вовлеченная общественность последние 2,5 года.

«Впечатления о проекте смешанные. Если бы речь шла о строительстве абсолютно нового здания, то это действительно интересная архитектура, хоть и со своей спецификой. Мне, например, особенно понравился амфитеатр на крыше зрительного зала и активное использование кровли в целом. Но если смотреть на проект как на работу с наследием, то конечно, разрушение и замена главного фасада перекрывает все достоинства проекта. Именно этот портал является самым узнаваемым элементом здания. Ещё до того, как Целинный получил сегодняшнюю концепцию центра современной культуры, в 2017-ом году публиковались эскизы его реконструкции. В том варианте портал хоть и получал отделку из «модных» материалов, но сохранялся. Казалось логичным, что в новом варианте он снова получит современное прочтение, но сохранится. Главная узнаваемая деталь экстерьера - неоновая вывеска, которая так удачно провозглашала преемственность на временной экспозиции 2018-ом года с прошлым обликом здания - мы не увидели на рендере. Казалось бы очевидная вещь, но упущенная», - отметил архитектор.

По словам Давида Камински, наклонный профиль фасада сжимает площадь перед зданием почти в два раза. В то же время эта площадь могла бы стать продолжением здания, расширяя площадь его функций в летний период. Там можно было расположить открытую экспозицию и пространство для проведения мероприятий. Беспокойство также может вызвать вопрос бликов от зеркальной наклонной поверхности. Для изучения их влияния на окружение, а также взаимодействие открытого амфитеатра с застройкой вокруг нужно специальной моделирование, которого авторы проекта не представили.

«Во всех современных культурных объектах главным является большое трансформируемое пространство, проект Целинного не исключение. Но вместе с тем наклон амфитеатра кинозала также является частью наследия. Он уже использовался для выставочных функций в сентябре 2018 года и довольно удачно. Возвращаясь к теме ожиданий от проекта, было ожидание, что этот приём с интеграцией амфитеатра в новую функцию в какой-то мере сохранится», - добавил Камински.

Архитектор отметил, что на рендерах не видно, где разместятся водные поверхности и фонтаны. Они могли бы стать площадкой для размещения арт-объектов. Помимо этого благоустройство должно охватить не только сам участок «Целинного», но и весь квартал. Городская среда вокруг него сильно деградировала, проходы вокруг кинотеатра заросли парковками, пристройками, заборами. Так оказался утерян проход от Масанчи к Байтурсынова с северной стороны здания, его следовало бы восстановить. Кроме того, нужно решить проблему транспортной доступности именно общественного транспорта. Сейчас мимо «Целинного» проходит единственный троллейбусный маршрут №9.

«Кстати, есть забавная деталь, что здание все называют типовым, но аналога где-либо в Казахстане и остальном бывшем СССР пока никто не нашел. Возможно мнение появилось из-за аскетичного облика здания. Поэтому здесь важно глубочайшее изучение истории здания, его проектирования, по сути выполнение целого раздела - историко архитектурного, который нужно выполнять обязательно перед разработкой проекта. К примеру, могут выявится детали и факты, делающие его уникальным и ценным, с последующим включением в список памятников. Соответственно и реконструкция должна больше опираться на этот раздел, а также на восстановление, но и оригинальное переосмысление (но не вторжение новых концепций) первоначальных идей и приемов в новых материалах», - добавил Давид Камински.

Альтернативного мнения придерживается архитектор и соучредитель Urban Forum Kazakhstan Асель Есжанова. Проект показался ей поэтичным. Она считает, что британскому архитектору, которому удается сделать арт-инсталляцией даже детскую площадку, нужно было сделать определенный жест, а это почти всегда противоречиво.

«Могу представить, что многие горожане увидят в предложенной концепции попытку отобрать у нас прошлое. При этом мы травмированы опытом реставрации Дворца Республики и появлением тяжелого Нурлы-Тау. И эта боль может прибавиться к сомнениям так щедро использовать стекло на фасаде здания с точки зрения ухода в разные погодные условия с учетом тяжелого, почти свинцового воздуха в Алматы. Вполне оправданы опасения по инсоляции здания - регулирование температуры внутри здания может стать энергозатратной задачей. Надо дождаться реализации проекта - от тщательного подбора отделочных материалов, детальной проработки, качества исполнения строительства будет зависеть вся концепция», - отметила Асель.

Сооснователь Urban Forum Kazakhstan добавила, что пока сложно понять насколько территорию вокруг «Целинного» удастся привести в соответствие с задумкой авторов.

«В расположении амфитеатра на кровле здания я вижу интересный эксперимент «перевернуть» традиционные понятия и расположить открытое публичное пространство над зданием, а не у подхода к нему. Надеюсь, что уход за такой эксплуатируемой кровлей в зимнее время не будет сложным. Прекрасно, что проект вызвал живую, эмоциональную дискуссию среди архитекторов и шире. Столь сильная реакция к архитектурным проектам пока скорее редкость, чем норма», - добавила Асель Есжанова.

Сейчас проект реконструкции «Целинного» находится на экспертизе. Авторы обещают открыть центр современной культуры в начала 2022-го года.

Напомним, что кинотеатр «Целинный» был презентован как центр современной культуры осенью 2018-го года. Тогда же в ноябре он был закрыт на реконструкцию. Обновленный центр обещали открыть уже в 2020-ом году.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
#Целинный #реконструкция
Объявления
live comments feed...