19:00, 1 сентября 2019 г.
Алматинская белка и ее друзья: какие соломенные скульптуры устанавливают в мире
inAlmaty.kz сделал для вас подрубку самых интересных и необычных соломенных скульптур, которые могут тягаться по красоте и креативу с Белкой на Атакенте.
Алматинская Белка потеряла свой прежний вид и кажется вскоре полностью исчезнет с Атакента, по крайней мере в своей «соломенной» ипостаси. Сейчас от нее остался только деревянно-металлический каркас и гигантский смоляной глаз, но черты зверька, всколыхнувшего год назад жителей Алматы, все еще угадываются в скульптуре.
12-метровый арт-объект был установлен на Атакенте в начале июля 2018-го года. Белку создали британский художник и урбанист Алекс Ринслер и его коллега из Южной Африки Мариус Янсен Ван Вуурен. Основной посыл британца – проблема урбанизации. Ведь белки, по мнению художника, также, как и люди, вынуждены переселяться в города из своей естественной среды.
Самые большие вопрос у горожан вызвала стоимость проекта – скульптура обошлась в 23 миллиона тенге (около $67 тысяч по курсу того времени) из которых 15 миллионов выделили из городского бюджета. В соцсетях алматинцы жаловались, что деньги можно было потратить на "более важные нужды". Создатели заявляли, что такая высокая цена связана с затратами на тонны дерева и проволоки, из которых состоит каркас скульптуры. Экс-аким Алматы Бауыржан Байбек оправдывал государственные вложения большим эффектом от пиара.
«О белке, а значит, об Алматы, сказали многие мировые СМИ, в том числе ВВС, New Yourk Post, Fox News и другие. А сколько российских и казахстанских массмедиа! За вложенные в белку деньги мы никогда бы не добились столь мощного информационного эффекта. Теперь приезжающие туристы первым делом спрашивают: где ваша белка, хотим посмотреть», - заявлял тогда аким.
Белка зародила в Казахстане интерес к арт-объектам из эко материалов. 22 августа в поселке Шортанды Акмолинской области установили шестиметровую соломенную сову.
Об этом сообщил глава правления НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» Толеутай Рахимбеков. Сова стала креативом молодых ученых из КазНИИ ЗХ им.Бараева к международному Дню поля. На создание скульптуры птицы у ученых ушло 10 дней, а работали они под руководством художника Таланта Ордашева. По мнению художника, сова символизирует мудрость, и должна быть направлена на эффективное использование природных ресурсов.
Фото inform.kz
Подражатели «атакентской белки» появились практически сразу после ее установки. 18-го июля 2018-го студенты КазНАУ (Казахского национального аграрного университета) и ученые агрономы соорудили свой вариант белки из соломы на территории агропарка «Каскелен»в Алматинской области. Ее установку также приурочили к сельхоз пращнику – Дню поля. Высота агробелки составила шесть метров, но она получилась намного менее детализированной, чем ее алматинский собрат. Солому предоставили сотрудники агропарка, но на контурную резку и фанеру ушло около 420 тысяч тенге. Белка в Алматинской области простояла совсем недолго, в начале августа ее снесли из-за того, что она начала терять эстетический вид.
В то же время автор Белки художник Алекс Ринслер давно специализируется на арт-объектах, созданных из временных материалов. Особую любовь он питает к соломенным лисам. Первых таких лис гигантских лис он ставил в своей родной Англии. В 2011-ом году «Городская лиса» украсила вход лондонский центр искусств Саут-Бэнк-Центр. В 2014-ом он установил подобную скульптуру в Шанхае в рамках международного фестиваля скульптур. Шанхайская лиса простояла два года и за это время солома стала черной. Четыре семьи воробьев свели гнезда в скульптуре. В 2016-ом художник обновил свой арт-объект в Шанхае, добавив в него специальные лунки для птиц. Сам Ринслер рассказывал, что эта работа обошлась организаторам фестиваля в $100 тысяч.
Чаще всего соломенные скульптуры все-таки создают на открытых пространствах, и они связаны с сельскохозяйственными работами. К примеру, в прибрежной префектуре Ниигата в северной Японии каждое лето собирают богатые урожаи риса. После сбор остаётся много рисовой соломы, которую называют «вара». Традиционно сельчане использовали ее для настила крыш или изготовления циновки, но с 2007-го года креативные студенты Токийского художественного университета им. Мусасино стали делать из них скульптуры людей, фантастических существ и животных. Фестиваль Wara Art Matsuri проходит ежегодно. Скульптуры создают вручную в течении недели, укрепляя солому на деревянных каркасах.
К 10-летию фестиваля студенты создали особенно впечатляющие объекты, в два раза превышающие обычные для этого фестиваля размером. Огромные гориллы, носороги, мамонты и динозавры украсили открытое поле в сельском районе Японии. Соломенные фигур простояли до середин осени.
В Германии в городке Хёхеншванд региона Баден-Вюртемберг раз в два года проходит конкурс соломенной скульптуры. Участники, среди которых большинство - это представители местных сообществ, создают целые композиции со своим сюжетом. Лучшую скульптуру выбирают посетители фестиваля. События привлекает большое количество туристов.
Идею европейских и японских фримеров быстро подхватили аграрии из соседней по ЕАЭС Беларуси. Там каждый год на областных и районах уровнях проходят «Дожинки» - праздник урожая в честь которого жители поселков устанавливают на полях вдоль трассы по направлению к Минску соломенные фигуры. Сюжеты скульптур в основном отражают сельские реалии – трактора, поросята, быки, гусеницы коровы и сами селяне в национальных костюмах. Средняя высота скульптур 3-4 метра.
Возможно когда-нибудь творческий импульс «алматинской белки» и отдельные креативные инициативы казахстанских студентов и агрономов приведут к тому, что в Казахстане тоже появится такой «соломенный» фестиваль.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
Объявления
10:39, 19 ноября
10:44, 19 ноября
11:01, 19 ноября
10:16, 15 ноября
10:27, 15 ноября
live comments feed...