17:00, 16 июня 2019 г.
Новый Онегин на сцене ГАТОБ
Современную версию оперы «Евгений Онегин» представили на сцене алматинского театра оперы и балета. Новый свет, новые костюмы, видеопроекции, а главное больше чувств и искренности у героев. InAlmaty.kz рассказывает, почему обязательно стоит увидеть новую постановку русской классики, даже тем, кто никогда не бывал в опере.
Спустя почти 85 лет после первой постановки знаменитой оперы «Евгений Онегин» на сцене ГАТОБ имени Абая, алматинские зрители смогли увидеть новую версию оперной классики.
Премьера «Евгения Онегина» прошла 15-16 июня, под самое завершение сезона. Над постановкой работала международная команда профессионалов – режиссер Ирина Лычагина из Московского Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, художник-постановщик из Москвы Карина Автандилова, художник по свету из Швеции Кевин Вин-Джонс и видеохудожник из Латвии Инета Сипунова. В премьерные дни на сцене вместе с лучшими солистами Театра оперы и балеты Абая свои партии исполнили известные оперные артисты из Беларуси, России и Армении.
У «Евгения Онегина» в алматинском театре оперы и балета есть большой бэкграунд. Премьера оперы состоялась в 1935-ом году и это была одна из первых опер ГАТОБ. В подготовке этого спектакля участвовали отцы-основатели театра режиссеры и артисты Курманбек Жандарбеков и Канабек Байсеитов. Одной из исполнительниц образа Татьяны стала Куляш Байсеитова. Впервые оперу исполняли на казахском языке, версия на языке оригинала появилась в ГАТОБ только после войны.
В 70-е годы Байгали Досымжанов и Владир Жданов подготовили обновлённую версию оперы, которая в неизменном виде исполнялась до наших дней. Среди исполнителей главных партий зрителям ГАТОБ запомнились Ермек Серкибаев, Ришат Абдуллин, Алибек Днишев. Многие с трепетом вспоминают артистку Эру Епанешникову исполнявшую партию няни Татьяны. Архивные фотографии и оригинальные костюмы этих артистов можно увидеть в холле театра.
Перед новым постановщиками «Онегина» стояла сложная задача – с одной стороны вдохнуть в оперу 140-летней давности новую жизнь, но и не отпугнуть привыкшего к старой постановке зрителя слишком новаторским подходом. Режиссер Ирина Лычагина заверила, что они не отошли от духа и содержания самой оперы.
«Публика оперных постановок обычно делится на две категории – те, кто хотят слушать концерт в красивых исторических костюмах и те, кто ждут чего-то необычного и нового. Есть и обычные люди, которые просто хотят слушать музыку, получать удовольствие от постановки. Мы ориентируемся именно на эту часть аудитории. Мы не собираемся глумиться над Онегиным, но и нельзя было не сметать пыль 140-летних наслоений. Мы хотели донести простую идею – время идет, а чувства людей остаются прежними. Было важно, чтобы исполнители выразили собственное отношение к этой музыке и тексту. Герои «Евгения Онегина» - это очень молодые и истеричные люди. Они такие же как мы с вами и каждый может увидеть себя в них. Годы идут, скорость восприятия зрителей меняется, и мы должны подстраиваться к этим изменениям», - отметила Ирина Лычагина.
Основной упор в постановке был сделан на чувства и переживания главных героев. Любовь и холодность, жгучее желание мести, сожаление, раскаяние – все эти эмоции исполнителям главных партий отлично удалось передать со сцены.
Для людей, которые никогда не видели и не слышали эту оперу, но хотя бы вскользь знакомы с сюжетом пушкинского «Евгений Онегина» постановка ГАТОБ станет открытием. Чайковский и автор либретто Константин Шиловский включили в оперу только семь сцен из романа и почти все они связаны с героиней Татьяны. Татьяна Ларина выступает здесь в качестве главного персонажа, ее переживания и путь от первой юношеской влюбленности к зрелым чувствам, которые она вынуждена отвергнуть, оставаясь верной своему долгу, стали центральной темой оперы.
Партию Татьяны в премьерные дни исполнили солистка Белорусского Большого театра Клавдия Потемкина и солистка ГАТОБ Надия Наденова. Обе артистки каждая по-своему великолепно справились со своей задачей, чувственно и нежно воплотив свои роли. Ленского, который в первых сценах оперы выступает чуть ли не более важным героем чем Онегин, проникновенно исполнил Дамир Садуахасов. Его герою искренне сопереживаешь и горюешь о его смерти на дуэли.
Холодного и чопорного, а в последних сценах раскаявшегося Онегина сыграли Андрей Трегубенко и Эмиль Сакавов. Артистам пришлось проделать большую работу, чтобы по-новому показать героя, партию которого они исполняют уже не одно десятилетие.
«Онегин это была первая партия, которую я исполнил, когда пришел в этот театр 15 лет назад. В той постановке главной идеей было сохранить преемственность поколений, те наработки, которые были сделаны до меня такими великими мастерами, как Серкибаев. Нужно было следовать традициям и трактовать образ героя максимально похоже. В этот раз нам нужно было позабыть о прошлом, буквально выжечь «старого Онегина» в себе и найти другой образ. Завлекаясь мыслью режиссера мы подаем этих героев под другим соусом. Мы показываем свои эмоции и собственное отношение к ним», - рассказал заслуженный деятель Казахстана Андрей Трегубенко.
Более современным и актуальным выглядит сценическое решение, и декорации постановки. Вместе с традиционными писаными декорациями здесь применяется проекция видеоинсталляций. Через все действия проходят кадры расцветающих и увядающих цветов яблони. Сцена с письмом Татьяна происходит будто в пространстве открытого космоса.
Пространство постановки очень сдержано и минималистично. Здесь нет излишне пышных декораций. Особый ритм и динамику опере задают декорации в виде рамок, которые делят сцену на несколько планов расширяя и углубляя ее.
Художник по декорациям и художник по свету проделали большую работу, чтобы извлечь из далеко не нового оборудования театра максимум возможностей. Они создали особую атмосферу кинематографичности происходящего. Зрители словно увидели дорогое костюмированное кино или сериал, но на большом экране, а вживую.
Особое внимание также было уделено костюмам. Художники постарались во всех деталях передать подлинные костюмы нескольких эпох XIX века.
«Не у всех художников получается поработать над такой оперой, как «Евгений Онегин» и для меня это сбывшаяся мечта. Роман Пушкина называют «Энциклопедией русской жизни», а мы хотели создать «Энциклопедию русской моды» и совершить экскурс по истории русского костюма XIX века. Все начинается с нарядов современников Пушкина 1820-ых годов, затем будут драматические костюмы 40-50-ых и завершится все концом XIX века, когда была написана опера. Мы как бы путешествуем по столетию вместе с героями оперы», - рассказала художник по костюмам Карина Автандилова.
Те, кто не сумел попасть на премьеру, смогут увидеть нового «Евгения Онегина» уже в следующем сезоне. Следите за афишами ГАТОБ имени Абая.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Объявления
20:04, 15 августа 2024 г.
12:04, 6 января
12:00, 6 января
11:52, 6 января
13:36, 9 января
live comments feed...