19:50, 26 мая 2019 г.
«Рисовать на фасаде бывает страшно»: художник Мухит Дулу о работе на фестивале муралов
Известный алматинский художник Мухит Дулу рассказал inAlmaty.kz о том, как сочетать индейское и тюркское, сколько стоит расписать фасад дома и есть ли цензура на «MURAL FEST»
Работы молодого художника Мухита Мырза Али Аканая, созданные в рамках «MURAL FEST» украшают фасады стен в двух районах Алматы. Мухит продолжатель творческих традиций сразу двух династий – писателя Кадыра Мырзалиева и художника Амандоса Аканаева. Со стороны матери практически вся семья Мухита - художники, работающие в различных стилях. Мухит говорит про себя, что творчество окружало его с детства как вода рыбу. Без влияния родителей и родственников он выбрал стезю художника и с 13 лет уже продавал свои работы. Мухит вдохновлялся стилем Пикассо, казахстанского графика Евгения Сидоркина (декоративные работы которого укрощают многие известные сооружения Алматы) и стилистикой современных комиксов. Художник работает с графикой, иллюстрациями, живописью, коллажем сочетая в своем творчестве этнические мотивы казахского эпоса сочетая их с художественными образами других народов и эстетикой современной популярной культуры.
Мы встретились с Мухитом Дулу (творческий псевдоним) в мастерской его деда, больше похожей на средневековую крепость, которую жители района называют просто «дом на набережной». Под круглыми сводами обители художников все заставлено картинами и скульптурами, а на одной из стен красуется яркое граффити Мухита.
Вы создаёте стрит-арт работы вне рамок фестивалей? В чем вообще смысл рисовать на стене, если твою работу все равно закрасят?
- Большую часть работ я конечно создаю на бумаге, но что-то переношу на стены. Все зависит от обстоятельств. Если русую в публичном пространстве, то в основном в каких-то заброшенных местах, где это никому не помещает. Сравнительно недавно украшение стен стрит-артом приобрело легальный формат. Стрит-арт нравится людям, это тренд и многие художники сейчас начали на этом зарабатывать. Некоторые искусствоведы считают, что они таким образом убивают искусство, но я не вижу в этом ничего плохого. Кто-то рисует на стенах просто чтобы самоутвердиться, другие получают от этого удовольствие, совершенствуют свои линии и технику, видение цвета. Они ставят перед собой те же цели, что и художники прошлого. Ты рисуешь для себя, для мира, а если стену с твоей работой закрасят, то не страшно и даже хорошо. У тебя появляться чистая стена, на которой можно создать что-то новое.
Расскажите об опыте участия в фестивале муралов?
- В 2017-ом году меня пригласил фонд «Дети рисуют мир», с которыми мы сотрудничали в художественной школе Кастеева, где я работал одно время. Мне понравилась идея украсить своей картиной не просто кусочек забора или стены, а целый фасад. Ты оставляешь след в культурном развитии города и это очень серьёзная и ответственная задача. Нам предложили выбрать тему, и я остановился на национальной тематике, так как она очень востребована и лучше всего получается у меня. Важно, чтобы у рисунка была какая-то идея, но не слишком замудренная. Я решил сделать репродукцию одной из уже существующих своих работ, портрет казахской девушки в саукеле. Когда я создавал ее в 2013-ом то прорабатывал и смаковал каждую деталь. С одной стороны, это отсылка ко временам скифов, звериному стилю, который я лёгкой руки родителей полюбил с детства. Художники того времени сделали интересные находки в реалистичном изображении пластики и динамике движения животных. В то же время тут есть ссылки на искусство другого континента, майя и ацтеков, о которых я тоже много читал. Было интересно показать созвучие этих элементов.
Как происходит взаимодействие художников работящих на фестивале с городскими властями? Есть ли жёсткий отбор или цензура?
- На фестиваль 2018-го года меня уже напрямую пригласили представители акимата, так как мы сотрудничали с ними по другим проектам. Они предлагают тебе дом и фасад и просят сделать несколько эскизов. Жесткого ограничения нет главное, чтобы там не было насилия или чего-то неполиткорректного. Я присылаю 5-10 эскизов и из них уже выбирают лучший или просят скомпоновать элементы нескольких вариантов. Я соглашаюсь на это, потому что эти рисунки несут больше декоративный характер. Свою идею иногда бывает трудно объяснить другого человеку, поэтому предлагаю что-то простое, красочное, но, чтобы у каждого элемента был смысл. В прошлом году было несколько вариантов с рисунками различных животных, но в итоге остановились на синем барсе с узорами и технологичными элементами. Он украсил пяточок дома у вокзала Алматы-2 по Абылай хана. Часть рисунка спряталась за деревьями, но это даже хорошо, они закрыли пустую часть композиции. Организаторы фестиваля несколько раз приезжали посмотреть за ходом работы, узнать, что нужно, но жесткого контроля не было.
Сколько времени и человек требуется для выполнения такого мурала на фасаде дома?
- В первый раз мы работали вдвоём с братом, во второй втроём. С созданием мурала справлялись в сжатые сроки от 5 до 10 дней, но работать приходилось каждый день. По ходу иногда возникают сложности, например, строительные леса плохо установят и на них становится опасно работать. Мы делаем замечание, и все исправляют.
Сложно ли создавать изображение не всю стены дома?
- Основная сложность заключается в физической подготовке, нужно много лазить по лесам поднимать краску и делать это аккуратно, чтобы вся конструкция не тряслась. Леса у нас используются достаточно старые, поперечные доски не закреплены жёстко. Когда поднялся на них первый раз на 4-ый этаж было очень страшно, ноги тряслись. Одной рукой держишься за лес, одной работаешь. Бывает сложно объяснить, что мы не просто стену красим, а создаем сложный рисунок. Люди, привыкшие работать на этих лесах здорово справляются, могут без страховки на 9-ый этаж забраться. Помню как-то после окончания мурала, наши леса попросил один рабочий. Он с легкостью забрался наверх даже, не держась за них. Ещё одна трудность - правильно оценить пропорции, чтобы детали рисунка при взгляде издалека не терялись. Можно сделать очень детализированную картину, но что толку если её никто не увидит?
Сколько стоит создание одного мурала? Какую часть бюджета занимает работа художника?
- Обычно организаторы сами задают вопрос сколько будет стоить работа. Каждый раз цена договорная, но мы стараемся не завышать и не занижать бюджет. В идеале на создание стрит-арт объекта такого размера нужно около 1 миллиона тенге, но обычно обходимся меньшими средствами. Все зависит от квадратуры стены и заполнения отдельных квадратов деталями. Где-то может быть много фона, а где-то больше рисунка. Организаторы обычно сами узнают какая краска и оборудование нам нужно и закупают его. Оставшуюся краску можно потом использовать в других работах. Свой гонорар мы на завышаем, стараемся честно оценить свою работу. Работа- это обычно три четверти бюджета. Остальное краска и расходные материалы.
Какой краской вы пользуетесь и насколько она долговечна? Сколько проживет такой мурал?
- Мы стараемся подбирать качественную краску, которая будет отвечать требованиям нахождения на открытом воздухе. Это специальные фасадные краски. В первый год организаторы предоставили нам хорошую финскую краску на силиконовой основе. Немного краски попало на мою одежду, и она до сих пор не отстиралась. Вообще у аэрозольной краски, которую используют для граффити обычная гарантия 5-10 лет. Я надеюсь наши рисунки продержатся минимум 10 лет. Тут еще все зависит от предварительной подготовки стены, насколько ровной будет поверхность. Эту работу проводим не мы, поэтому не могу за нее отвечать.
В этом году будете участвовать в фестивале? Какие эскизы предложили организаторам?
- В этом году все идет по наработанной схеме - организаторы обратились к нам заранее и предложили два фасада на выбор. Мы подготовили эскизы для обоих вариантов. Думаю, мы хорошо зарекомендовали себя если к нам обращаются уже третий год. Организаторы стараются находить художников, который не просто способны выполнить такую работу, но и могут предложить интересные темы, соответствующие времени. Для Казахстана на мой взгляд сейчас одна из важных тем - это рост уровня культуры, создание уникального национально стиля, по которому нас будут узнавать. Сейчас нам утвердили несколько эскизов, но не уверен, что сейчас могу разглашать все детали. Скажу только, что они будут в том же этническом стиле что и в прошлые годы. Один эскиз - это изображение знакомого всем музыкального инструмента с деталями внутри, другой - образ животного в стиле барса, но с более разнообразным фоном. Посмотрим, что в итоге утвердят.
Мухит отметил, что ему нравится, как изменился Алматы за последние годы. Художника немного раздражает навязчивая реклама на фасадах некоторых домов, которую не убирают по несколько лет. В то же время уличному искусству стали уделять больше внимание и это помогло украсить однообразное городское пространство жилых районов яркими красками.
«Раньше было не мыслил, что тебе дадут расписать целый дом и еще заплатят за это. Украшение города двигается вперед и это хороший шанс для молодых художников. Мог бы предложить еще такую фишку – при застройке жилых кварталов возле детских площадок оставлять несколько пустых стен, чтобы жители сами могли разрисовывать их, возможно под руководством профессиональных художников. Это придаст каждому двору свое лицо, а детишки смогут с детства приобщатся к прекрасному», - добавил Мухит.
Отметим, что IV фестиваль монументального искусства «MURAL FEST» стартует уже в мае. В городе появится 8 новых муралов в Алмалинском, Ауэзовском, Бостандыкском и Медеуском районах.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
20:04
18:07
Объявления
live comments feed...