16:00, 3 сентября 2017 г.
Как сейсмологи Алматы могут предсказывать землетрясения
В начале августа алматинцы перепугались из-за землетрясения, которое произошло рано утром. Несколько дней в социальных сетях обсуждали сейсмическое явление. Эпицентр землетрясения находился в Китае, где погибли сотни людей, более 20 тыс. домов разрушено. В Алматы же дошло землетрясение в 4 балла, и обошлось без жертв.
Жители озаботились сейсмическим состоянием города, обращаясь в Институт сейсмологии с вопросом, почему специалисты не смогли предсказать землетрясение. Тогда глава Института Анвар Боранбаев повторил еще раз, что Алматы - сейсмоактивная зона. И не сильные землетрясения происходят постоянно, просто жители не чувствуют все.
Редакция InAlmaty.kz побеседовала с директором и узнала, с какими проблемами сталкиваются ученые в стране:
У всех научно-исследовательских центров одна проблема - недостаток средств. Чем это чревато? Уменьшают финансирование научно-исследовательских организаций, мы начинаем жестко отставать от своих конкурентов из соседних стран. Возможно, фактор кризисных явлений, или еще чего-то.
Если сравнить с соседями, разве наши соседи больше выделяют средств на науку? Тот же Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан?
Есть так называемая государственная составляющая управления научно-исследовательских организаций. Если взять, например, Азербайджан, там была система отраслевой поддержки. Там вы можете завести любое количество рабочей силы разного ранга в компанию, но должны обучить 5 представителей коренного населения. Сейчас они получили такой результат, что каждый азербайджанец говорит на английском. У нас с этим тоже неплохо, но можно учесть их опыт. У нас также Министерством образования вносится изменение в закон, согласно которому существует перечень по отнесению тех или иных составляющих к определенным компаниям. То есть, есть кластерный фонд и им необходимо 1% от объема инвестиций направить на науку. Должны быть тоже градаций, наука прикладная, наука фундаментальная. Но в принципе, в науку фундаментальную должно финансировать государство. Тем более наш президент говорит, что страна должна достичь уровня 3.0, то есть достигнуть технического развития. Но это достигается общим уровнем науки и образования в стране.
Говоря о госпрограммах, есть программа Болашак, по финансированию зарубежного образования. Есть у вас сотрудники, окончившие ВУЗы по этой программе? Недавно выпускница-эколог по программе заявляла, что не могла найти работу.
У нас сотрудников по программе нет. Но если у нее специальность эколог, это востребованная специальность. Скорее всего выпускницу не устроил фонд оплаты труда, поэтому она остается невостребованной. Но с чего-то надо начинать. Если она в Алматы, пусть позвонит, мы с ней поговорим. Можем предложить трудоустроиться, но большой фонд оплаты труда мы не обещаем.
Какие зарплаты в среднем у сотрудников Института сейсмологии?
Если техников в районе 60-70 тыс. это так называемый общий фонд, к выплате получается меньше. И до 160 тыс. у научных сотрудников. Другая проблема - высокий возрастной ценз. Если, например, по Институту средний показатель среди сотрудников 48 лет, то по сейсмологической экспедиции - 52 года, а по докторам наук - 77 лет. В определенном сегменте мы уже теряем специалистов. Вот на днях на грант наша сотрудница поступила на докторантуру, потихоньку обучаются сотрудники, замена растет.
Вы ранее говорили, что не хватает станций для наблюдения сейсмособытий. Как этот вопрос решается?
Мы писали рекомендации в правительство, оно направило в Минфин, в Министерство чрезвычайных ситуаций. Те, от кого мы так или иначе зависим, в курсе. Нам поручено оформить заявку и расписать объем денежных средств по годам. В среднем ведомству надо по 3,5 млрд тенге в год в течение 10 лет. Последние станции покупались в 2000-х годах. Я рассказывал в Сенате какое количество сейсмических станций находится в США, в Японии, и какое количество у нас. Я говорил тогда, что по стране необходимо 52 комплексные станции, и 40 пунктов движений. Это минимум, который необходим для регистрации сейсмических событий по стране. Конечно, основной упор надо делать на южные области, и территория западных регионов, где происходит интенсивная разработка сырьевых ресурсов.
Но если вы говорите, что прогноз 50 на 50…
На примере других наук - в медицине не могли лечить оспу, искали, нашли лекарство. Человечество постепенно приходит к решению проблемы. Если мы будем вести общий диалог с другими странами, тогда было бы намного лучше. Мы бы получали информацию у наших коллег, мы и сейчас обмениваемся, но позже. Вот землетрясение в Фукусиме - сотрудница зафиксировала движение и отправила данные. И они эвакуировали 10-12 тыс. человек с зоны бедствия. Вот результат слаженной работы сейсмических служб. Да, невозможно предсказать землетрясение, но есть определенные факторы, которые способствуют распознаванию процессов. Еще можно было бы вести опросы хозяев животных. Записывать, например, какое животное как себя ведет. Возможно, это тоже могло стать инструментом распознавания. Но прежде всего надо превентивные меры предпринимать. Проверять здания, укреплять.
А насколько у нас в городе здания сейсмоустойчивы?
Вот акимат сейчас проводит работу на предмет готовности к тому или иному сейсмическому событию. Это визуальный осмотр и проверка конструкции. Люди должны понимать, к чему ведет их ремонт. Например, в Стамбуле была проведена паспортизация зданий на деньги Всемирного банка, частных инвесторов. Получилось около $800 млн. И можно посчитать во сколько обойдется паспортизация Алматы, обход по этажам каждой квартиры, чтобы поставить диагноз строения. Если жильцы изъявили бы желание провести диагноз, то было бы хорошо. Потому что тот кто-то незаконно снес перегородку, убрал стену, все это влияет на состояние здания.
Строят многоэтажные дома в городе, компании утверждают, что здания сейсмоустойчивые. Так ли это?
Они основываются на том проекте, на котором они делают. Но так не пойдет, подход должен быть комплексным. А что у тебя под землей? Каковы твои грунтовые условия? Если брать, например, Японию, есть понятие - разжижения грунта. Сейсмическое событие, 3 - 4 дома стоят, а один дом - лег, хотя все рядом. А так происходит из-за грунтовых условий. К нам приходили по двум жилым комплексам и мы посоветовали слегка изменить конструктивное решение. Посоветовали изменить место для стоянки для машин, то есть место непостоянного пребывания людей, а эту часть сделать под здание. Так человек потеряет машину, но останется жив. Мы открыты для работы с другими строительными компаниями, но к нам не обращаются.
Расскажите о ситуации в социальных учреждениях: больницы, школы?
В развлекательных центрах, в школах, вы видели правила о реагировании на землетрясении? Надо над этим поработать. Мы с Акиматом города на этой неделе отработаем, и будем распространять. Должна быть поголовно сейсмическая грамотность. Можно ввести дополнительное занятие в школах. Вот землетрясение в Мексике было, все спрятались под партами, и никто не выжил. Надо смотреть в зависимости от ситуации.
Общество Красного полумесяца же ведет работу по правилам поведения?
Они допускают ошибки. Нам надо выработать методику правильного действия. Провести тренинг их волонтерам, или нашим сотрудникам волонтерить у них. Вопрос в том, как мы будем себя вести в случае события. Чтобы не было паники, чтобы у детей дошкольного возраста была информативная составляющая, антиударная. В случае, если ребенка извлекли из под завалов, могли связаться с близкими. Когда такое будет, мы защитим наиболее уязвимый слой.
Кроме того, аким города Бауыржан Байбек сообщал, что ведется работа по сейсмоусилению 28 объектов образования по городу. Средств тоже не пожалели - выделено 23 млрд тенге. Акимат разделяет взгляды сейсмологов и намерены вести работу в этом направлении.
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Последние новости
18:03
Вчера
17:08
Вчера
15:04
Вчера
Объявления
13:42, 26 ноября
00:40, 18 ноября
10:28, 22 ноября
10:18, 22 ноября
71
live comments feed...