1. Мой ребенок уже три недели учится дистанционно, но легче не становится. Что делать?
Подготовку к учебе онлайн надо было начинать еще в августе. Но если вы этого не сделали, то
- первое, что важно привести в порядок – это режим. Ложимся в 21.00, чтобы в 22.00 спать. Встаем не позднее 8.00.
- Второе: сокращаем все ежедневные действия, которые могут подождать до каникул (курсы, кружки, домашние обязанности).
- Третье: проветриваем помещение, следим за количеством воды, выпиваемой в течение дня.
- Четвертое: обязательно выходим на улицу вечером, даже если это будут всего 10-15 минут. Эти нехитрые меры помогут держать организм в тонусе, а мозг – в рабочем состоянии.
2. Ребенок не справляется с уроками. У меня паника.
Практика показала: к дистанционке не были готовы не только дети и учителя, но и родители. Но это наша реальность: ходить в школу пока невозможно, и этот факт от нас не зависит.
Главный удар приняли на себя родители первоклассников. Во-первых, они обнаружили себя в новой социальной роли – роли родителей школьника. А в условиях карантина им приходится становиться еще и педагогами для своих детей.
Объективная картина прошлого года оставляла желать лучшего:
- не все дети были обеспечены необходимой техникой
- интернет-связь давала сбои
- компьютерная грамотность родителей низкая.
Итог: вместо учителя объяснять предмет приходилось родителям. Это возлагало на них дополнительную нервную нагрузку, с которой не все справлялись.
Состояние, в котором оказались родители, психологи называют зоной психологического риска.
3. Ну хорошо, приняли дистанционку как неизбежность. Но как понять, я уже в зоне риска и мне пора на прием к специалисту, или можно еще потерпеть?
Задайте себе вопрос: «Что я хочу сейчас?» Если вы не можете сформулировать четкий ответ – это первый показатель эмоционального выгорания.
Еще один признак усталости, которая может перейти в нервный срыв – предболезненное состояние: человека клонит в сон, он испытывает сильное переутомление, не хочет выполнять привычные действия – каждодневную рутину.
Третий показатель – избегание общения как внутри семьи, так и с окружающими.
Если вам знакомы эти признаки – пора позаботиться о себе. Как в самолете: сначала надеваете кислородную маску на себя, потом на ребенка.
4. И как я могу помочь себе?
Это может показаться банальным, но найдите вещи, которые помогут вам восполняться энергетически - отдых, сон, душ, чтение книг, просмотр любимого фильма. Оказывайте себе помощь, не откладывая на потом. Стресс и усталость не терпят этого: устали – возьмите паузу. Даже самый короткий перерыв может придать сил. Или следуйте старой истине: лучший отдых – это смена видов деятельности.
5. Это все здорово, когда у тебя один-два ребенка. А у меня их четверо! И все школьники! Что мне делать, чтоб не сойти с ума?
- Первое: сообщаем в школу о составе семьи и получаем дополнительную технику на время карантина.
- Второе: составляем всеобщий график работы – учитывая расписание уроков, наличие рабочих столов в доме и предвидя всевозможные накладки. На это уйдет пара недель.
- Третье: иногда назначаем старших ответственными за младших, пока мы сами заняты своей работой. Четвертое, важное: помним, что это не навсегда. Однажды дети либо вернутся в школы, либо онлайн-система переборет все трудности и станет хорошо отлаженной.
6. Мы скоро должны будем выйти работать в офис. А дети останутся на дистанционке. Кто им будет помогать с уроками?
Да, родители школьников остро заинтересованы в возвращении на работу - адресная социальная помощь часто намного меньше зарплаты. А у родителей, которые выйдут на работу, не будет возможности помогать ребенку с учебой.
Ищем выход вместе:
- группы продленного дня (для младших школьников),
- репетиторы (для старших),
- дистанционные школы (например, FoxFord, InternetUrok).